Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонематическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Поэтому важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
В основу программы легли результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне – Исследовательский центр семьи и детства Российской академии образования) под руководством Ф. Сохина и О.С.Ушаковой.
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления:
-структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); -когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем формирования личности ребенка-дошкольника.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
• владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
• умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
• знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
• умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).
Программа включает следующие разделы:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
Программа включает методические указания для каждой возрастной группы. К программе разработаны конспекты занятий для всех возрастных групп (О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т. Юртайкина, под ред. О.С. Ушаковой); пособие для воспитателя детского сада – «Занятия по развитию речи в детском саду» (А.Г.Арушанова, О.С. Ушакова)
Основная цель программы - формирование элементарных математических представлений у детей 3-7 лет, привить интерес к математике, развить математические способности ребенка; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти; приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счете,вычислениях, измерениях, моделировании. Умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности самостоятельности. Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа «Здоровый дошкольник» раскрывает эффективные формы работы и способы организации образовательного процесса по формированию общей культуры личности детей, в том числе развития нравственных качеств.